Образовательные стандарты

Федеральные Государственные образовательные стандарты (перейти)

 Приказ 286 от 31.05.2021 об утверждении и ФГОС НОО (новый)  (скачать) (посмотреть) (текст документа)

 Приказ 287 от 31.05.2021 об утверждении и ФГОС ООО (новый)  (скачать) (посмотреть) (текст документа)

 Минпросвещением утверждены новые федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС) начального общего и основного общего образования (далее – НОО и ООО соответственно).

В новых ФГОС подробнее описывают результаты освоения программы.

Требования к пояснительной записке стали едиными. Теперь на уровне НОО не надо указывать в записке состав участников образовательных отношений и общие подходы к организации внеурочной деятельности. А на уровне ООО придется добавить общую характеристику программы.

Требования к структуре рабочих программ по предметам и внеурочной деятельности стали одинаковыми.

Разрешили уменьшить срок освоения программы, если вводится ускоренное обучение по индивидуальному учебному плану.

Изменения во ФГОС НОО:

Изменили объем часов аудиторной нагрузки: увеличили минимальный порог и уменьшили верхнюю границу. Подробнее смотрите в таблице.

Границы аудиторной нагрузки

Старый ФГОС НОО

Новый ФГОС НОО

Минимум

2904 2954

Максимум

3345 3190

Уменьшили объем внеурочной деятельности. Теперь вместо 1350 можно запланировать до 1320 часов за четыре года.

Изменения во ФГОС ООО:

Закрепили, что адаптированные программы на уровне ООО разрабатывают на основе нового ФГОС ООО. Для этого в него включили вариации предметов. Например, для глухих и слабослышащих можно не включать в программу музыку. При этом для всех детей с ОВЗ вместо физкультуры надо внести адаптивную физкультуру. Если школа увеличивает срок освоения адаптированной программы до шести лет, то объем аудиторных часов не может превышать 6018.

Скорректировали набор предметов в предметных областях, чтобы не было сложностей при выставлении итоговых отметок в аттестат. Так, в области «Математика и информатика» остались только математика и информатика, в рамках математики необходимо предусмотреть учебные курсы «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика».

«История России» и «Всеобщая история» также стали учебными курсами в рамках предмета «История».

Предметная область ОДНКНР должна включать учебные курсы или модули, перечень которых школа определяет самостоятельно. Родители выбирают из этого перечня – по аналогии с ОРКСЭ.

Теперь изучение родного и второго иностранного языков можно организовать, если для этого есть условия в школе. При этом также надо получить заявления родителей.

Уменьшили максимум и минимум аудиторных часов. Подробнее смотрите в таблице.

Границы аудиторной нагрузки

Старый ФГОС ООО

Новый ФГОС ООО

Минимум

5267 5058

Максимум

6020 5549
   

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее – Стандарт) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.Хочу такой сайт

Стандарт включает в себя требования:
 - к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;
 - к структуре основной образовательной программы основного общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
 - к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования, в том числе к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.

       Внеурочная (внеучебная) деятельность школьников является одним из инноваций Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Согласно проекту нового Базисного учебного плана она становится обязательным элементом школьного образования и ставит перед педагогическим коллективом задачу организации развивающей среды для обучающихся. Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения является усиление их ориентации на результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов. В новом ФГОС конкретизировано соотношение между образованием и воспитанием: воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Оно должно охватывать и пронизывать собой все виды образовательной деятельности: учебную и внеурочную. 

     Основными целями внеурочной деятельности по ФГОС являются создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося, создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности с сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.  На практике при организации внеурочной деятельности появляются множество проблемных вопросов. Например, распределение внеурочных часов в расписании, эффективное использование внешних ресурсов и т.д. Федеральные государственные образовательные  стандарты основного общего образования утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.

Федеральный образовательный стандарт среднего общего образования

Главная цель введения ФГОС СОО второго поколения заключается в создании условий, позволяющих решить стратегическую задачу Российского образования – повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства

 Система образования любого государства решает те задачи, которые ставят перед ней государство и общество. Прежде всего, приступая к работе над стандартом, разработчики задали вопрос: «Что в настоящее время требуется семье, обществу и государству?», и впервые подготовка стандарта началась с серьёзного социологического исследования о запросах семьи, общества и государства к результату образования, в котором приняли участие представители бизнеса, политических кругов, семьи с самым разным достатком, жители городов и сёл. Результаты исследования определили и формат стандарта.               Новый стандарт – это не свод требований к знаниям, умениям и навыкам по каждому предмету, это конвенциональная норма, т.е. некий общественный договор между семьёй, школой и государством о взаимных правах и обязанностях, связанных с образованием ребёнка.

       При разработке Стандарта образование рассматривалось как важнейшая социальная деятельность, системообразующий ресурс, лежащий в основе развития гражданского общества и экономики страны, обеспечивающий формирование:

 
  • российской идентичности как важнейшего условия укрепления российской государственности;
  • консолидации общества в условиях роста его разнообразия, на основе роста гражданской ответственности, взаимопонимания и доверия друг к другу представителей различных социальных, конфессиональных и этнических групп;
  • национального согласия в оценке основных этапов становления и развития российского общества и государства;
  • патриотизма, основанного на любви к своей Родине, отстаивании национальных интересов;
  • идеалов и ценностей гражданского общества: справедливости, свободы, благосостояния, семейных традиций;
  • конкурентоспособности личности, общества и государства;
  • ценностей личностной, общественной и государственной безопасности.
 

      В основу разработки Стандарта положена целевая установка, предусматривающая переход от «догоняющей» к «опережающей» модели развития российского образования, предполагающая отказ от прямого копирования западных моделей образования.
          Одной из особенностей нового стандарта является 
профильный принцип образования. 
        Итак, новыми ФГОС для 10-11 классов определены 5 профилей обучения: естественно-научный, гуманитарный, социально-экономический, технологический и универсальный. При этом, учебный план должен содержать не менее 9(10) учебных предметов и предусматривать изучение не менее одного учебного предмета из каждой предметной области, определенной стандартом. 

  Общими для включения во все учебные планы являются такие учебные предметы, как: 
                          • «Русский язык и литература»; 
                          • «Иностранный язык»; 
                          • «Математика: алгебра и начала математического анализа,                                                                                геометрия»; 
                          • «История» (или «Россия в мире»); 
                          • «Физическая культура»; 
                        «Основы безопасности жизнедеятельности»;

                                      «Астрономия»

 

         При этом учебный план профиля обучения (кроме универсального) должен содержать не менее 3(4) учебных предметов на углубленном уровне изучения из соответствующей профилю обучения предметной области и (или) смежной с ней предметной области.
      Другой особенностью нового стандарта можно назвать акцент на развитие индивидуального образовательного маршрута каждого школьника.   В соответствии с новыми ФГОС образовательное учреждение предоставляет ученикам возможность формирования индивидуальных учебных планов, включающих обязательные учебные предметы: учебные предметы по выбору из обязательных предметных областей (на базовом или углубленном уровне).

   В учебном плане также должно быть обязательно предусмотрено выполнение обучающимися индивидуального проекта. 
  Обязательным для всех российских школ ФГОС старшей школы станет с 1 сентября 2020 года. 

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования

ФК ГОС 2004 года с изменениями.doc

Приказ минобрнауки РФ №506 от 07.06.2017 об изменениях ФК ГОС общего образования.pdf посмотреть

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

Приказ "Об утверждении ФГОС начального общего образования".doc

Примерная основная образовательная программа начального общего образования, 2015 год.pdf посмотреть

Приказ Минобрнауки России 373 ФГОС НОО в редакции от 31.12.2015.pdf посмотреть

Письмо об изучении ОРКСЭ и ОДНКНР.pdf посмотреть 

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования

Приказ от 17.12.2010 №1897 "Об утверждении федерального государственного стандарта ООО".pdf посмотреть

Примерная основная образовательная программа ООО от 8 апреля 2015.pdf посмотреть

Изменения в ФГОС ООO.pdf посмотреть

Приказ Минобрнауки России 1897 ФГОС ООО в редакции от 31.12.2015.pdf посмотреть

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования

Приказ "Об утверждении ФГОС среднего общего образования".doc

Приказ Минобрнауки РФ №413 Об утверждении ФГОС среднего общего образования(изменения от 31.12.2015).pdf посмотреть

Приказ МОПОСО от 21.08.17 Об изменении ФК ГОС СОО.pdf посмотреть

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

ПРИКАЗ МО и науки РФ от 19.12.2014№1598 об утверждении ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ (2).pdf посмотреть

Приказ 1599 Минобрнауки России от 19.12.2014 Об утверждении ФГОС обучающихся с умственной отсталостью.pdf посмотреть

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Внимание

Перейти в раздел
Дистанционное обучение.

Перейти

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».